Глоссарий

Ап|сÁйк|линг (сущ., от англ. upcycling — «вторичное использование»)

Апсайклинг — от английского upcycling — переделка старой одежды (бывшей в употреблении, износившейся или долго хранившейся на складе) в новую, от декорирования дефектов до полной перешивки вещей в что-то другое. Это экологичное благое дело.


Ар|гÁйл (сущ., от шотл. argyle, argyll — «орнамент»)

Это узор из ромбов и диагональной клетки, традиционно использующийся в трикотажных вещах — свитерах, безрукавках и даже носках. Он ассоциируется с классическим британским стилем.

БÁ|зо|вый (прил.)

Базовой называют нейтральную одежду, которая может служить основой образа и гардероба в целом. Как правило, это вещи черного, белого или других спокойных цветов, без лишних деталей, которые хорошо сочетаются примерно с чем угодно.

Вин|тÁж (сущ., от англ. vintage)

Винтажной называют одежду с историей: по правилам, она должна быть старше 15 лет и должна отражать характерные черты стиля своей эпохи. Знаковые вещи родом из девяностых, семидесятых, сороковых — это все винтаж, а вот те, что произведены раньше 1920-х, уже попадут в категорию антиквариата.

гар|де|рÓб (сущ., от фр. garder — «хранить», фр. robe — «платье, одежда»)

Это не только платяной шкаф, но и вся совокупность одежды, которую кто-либо носит. Как правило, имеет некоторую стилистическую общность. А еще гардероб можно разбирать.

ДНК брÉн|да (аббр., от «дезоксирибонуклеиновая кислота»)


Со временем у модного бренда формируется узнаваемый почерк, характерные черты его коллекций, фирменные узоры, приемы и техники — это и составляет ту самую ДНК бренда.


ДрÓп (сущ., от англ. drop — «ронять»)


Со временем у модного бренда формируется узнаваемый почерк, характерные черты его коллекций, фирменные узоры, приемы и техники — это и составляет ту самую ДНК бренда.


КÁп|суль|ная кол|лÉк|ция (словосоч., от лат. capsula — «коробочка», лат. collectio — «собирание, сбор»)

Модная капсула — небольшой набор вещей, сочетающихся друг с другом или идейно продолжающих друг друга. Например, если модная марка сотрудничает с художником, то выходит капсульная коллекция футболок с его работами в одной стилистике.

Кол|ла|бо|рÁ|ция (сущ., от англ. collaboration — «сотрудничество»)

Коллаборацией называется совместная работа — двух модных марок, бренда с приглашенным дизайнером или звездой, специалистов из разных сфер. В результате выходит совместная коллекция или какой-то один продукт.

Кре|а|тив|ный ди|рÉк|тор (словосоч., от англ. creative — «творческий», лат. directum — «управлять»)

Самая главная с точки зрения творческого процесса должность в модном бренде: креативный директор руководит разработкой дизайна коллекций и всей эстетической составляющей вокруг бренда — съемками, показами, событиями, но не с технической, а с творческой стороны.

Кросс|бÓди (сущ., от англ. cross body — «пересекая тело»)

Это попросту сумка с ремнем через плечо. В английском языке ее называют crossbody, в русском — переняли слово, чтобы упростить описание.

Ку|тюр (сущ., от фр. haute couture — «высокое шитьё»)

Haute couture, или высокая мода — противопоставляется «готовой одежде», то есть тому, что мы обычно видим в магазинах. Кутюрные вещи шьются индивидуально, по больше части вручную и с применением ремесленных техник. Официально лишь очень небольшое количество брендов могут писать на бирке haute couture.

ЛÓнч (сущ., от англ. launch — «запуск»)

В модной индустрии этим словом обозначают старт продаж специальных коллекций или запуск рекламных кампаний.

Лук|бук (сущ., от англ. look book — «книга образов»)

Лукбук — это коммерческая и одновременно настроенческая съемка коллекции или дропа, на которой хорошо видно одежду. Она может быть технически простой, без «наворотов», но и цель ее — не только поразить креативностью, но и позволить рассмотреть вещи и оценить, как они сидят на моделях.

МÉрч (сущ., от англ. merchandise — «товар, продавать»)

Мерч — сокращение от «мерчендайз» — это вещи, выпущенные как рекламная поддержка компаний, не имеющих к моде отношения, или музыкальных туров и фестивалей. Толстовка с названием любимого кафе, футболка с концерта Rammstein или сумка с логотипом конференции физиков-ядерщиков — это все мерч.

Не|дÉ|ля мÓ|ды (словосоч.)

Чтобы байерам, журналистам и другим профессионалам индустрии моды было удобнее, бренды проводят свои показы раз в сезон, собираясь в одном и том же месте (вернее, в нескольких городах по всему миру) и стараясь уместиться в несколько дней. В каждой стране есть своя, притом иногда и не одна неделя моды, но основных их четыре — в Нью-Йорке, Лондоне, Милане и Париже. Что тоже удобно, идут они подряд и формируют модный месяц.

Ом|мÁж (сущ., от фр. hommage — «признательность, дань уважения»)

Слово происходит от французского hommage — «дань уважения» и обозначает именно это: в моде так называют прямую или косвенную отсылку в работе дизайнера к творчеству другого дизайнера или художника. Иногда это, впрочем, бывает похоже на плагиат, но настоящий оммаж — все же история про признание и признательность.

Поп-Áп (приставка, от англ. pop-up — «возникать»)

Такая приставка обычно описывает пространства, торговые точки или художественные выставки временного толка: они открываются на несколько дней или недель в нехарактерном месте, а потом исчезают.

ПрÉ-кол|лÉк|ции (сущ., от англ. pre — «перед, предварительно»)

Помимо основных сезонных — весенне-летних и осенне зимних — модных коллекций существует еще и пара промежуточных — пред-осенняя (pre-fall) и круизная (cruise или resort).

РÁффл (сущ., от англ. raffle — «лотерея»)

На некоторые лимитированные вещи (например, редкие кроссовки) ожидается такой спрос, что их не выпускают в свободную продажу, а разыгрывают право на покупку в специальной лотерее, то есть раффле.

Ре|сÉйл (сущ., от англ. resale — «перепродажа»)

Ресейл, иногда реселл — буквально, перепродажа одежды. Формально сюда входит и секонд-хенд, но обычно ресейлом называют все же вторичную продажу вещей с «именем». Стоимость редких вещей на вторичном рынке может многократно превышать первоначальную цену.

РÉ|фе|ренс (сущ., от англ. reference — «ссылка»)

Создавая коллекцию, дизайнер чем-то вдохновляется и кодирует в своем творчестве отсылки — то есть референсы — к объектам и феноменам своего вдохновения.

Сни|кер-куль|ту|ра (сущ., от англ. sneakers — «кроссовки»)

Это все, что связано с кроссовками — коллекционирование, история, интерес вокруг новых релизов, медиа. Если вы не просто носите кроссовки, а как минимум регулярно следите за новинками, вы тоже часть этой культуры.

Стрит|вир (сущ., от англ. street wear — «уличная одежда»)

Уличная одежда — особое субкультурное направление в моде, начавшееся со скейтеров и серферов, а затем вобравшее в себя элементы другого спорта и хип-хоп-культуры. Толстовки, бомберы, кроссовки, футболки с принтами — это все он, родимый.

Стрит|стÁйл (сущ., от англ. street style — «уличный стиль»)

Не стоит путать стритстайл со стритвиром: первый термин описывает уже не субкультурную униформу, а то, как модная публика одевается «на выход» (а фотографы это снимают и публикуют стритстайл-хроники). Началось все с нью-йоркского фотографа Билла Каннингема, а привело к смело, ярко, а порой и странно одетым гостям недель моды.

ТÓ|ут (сущ., от англ. tote — «сумка»)

Это объемная сумка с относительно короткими ручками — ее носят в руках или на одном плече. Хлопковые авоськи тоже иногда называют тоутами, но чаще под этим словом подразумевают более добротную (наприемр, кожаную) сумку.

Ус|тÓй|чи|во|е раз|ви|ти|е (словосоч.)

Термин «устойчивое развитие» — перевод английского sustainability — описывает такое развитие любой отрасли промышленности (в том числе модной индустрии), при котором происходит не только экономический рост, но и проявляется забота об окружающей среде и интересах людей, вовлеченных в производство. То есть это развитие экологичное и этичное — работает все только в совокупности.

Хайп|бист (сущ., от англ. hype — «шумиха»)

Самый близкий по смыслу русский синоним — модник, то есть человек, следующий модным тенденциям, следящий за модной повесткой. Чаще всего используется в контексте стритвир-тенденций.

ЦÉ|пи пос|тÁ|вок (словосоч.)

Термин «цепи поставок» (supply chains в английском языке) описывает всю систему процессов модной индустрии, связанную транспортировкой и поставками товаров — от добычи и обработки сырья до доставки готовой одежды в магазины по всему миру.

Э|ко|ло|гич|ны|е ма|те|ри|Á|лы

Некоторые новые материалы, которые используются в моде, при производстве и использовании наносят меньше ущерба природе, чем традиционные. Это может быть органический хлопок, переработанный нейлон или даже кожезаменитель из грибов.